воскресенье, 31 октября 2010 г.

ОШО - Есть ли какой-то Смысл Жить




Есть ли какой-то смысл жить?
Все традиции воспитывали человека так, что он становился шизофреником. Было выгодно разделить человека на множество частей и создать между ними конфликт. Так человек стал слабым, неуверенным, боязливым, готовым к подчинению, смирению, к порабощению священниками, политиками и кем угодно. Твой вопрос также возникает из шизофренического ума.
Тебе будет несколько сложно понять это, поскольку ты, вероятно, никогда не задумывался о том, что разделение целей и средств - основная стратегия создания раскола в человеке. [идея №1 //fatalway comment]

Есть ли в жизни какой-либо смысл, какое-либо значение, какая-либо ценность? Вопрос в следующем: есть ли некая цель, которую необходимо достичь посредством жизни, посредством существования? Есть ли какое-либо место, куда вы попадете, прожив жизнь? Жизнь - это средство; а где-то в конце должна быть цель, вы должны достигнуть чего-то. И эта цель наполняет жизнь смыслом. Если цели нет, тогда, естественно, жизнь лишена смысла; чтобы привнести в нее смысл, нужен Бог. Сначала разделяются цели и средства. Это расщепляет ваш ум.

Ваш ум постоянно спрашивает: «Почему?», «Для чего?» И все, что не может дать ответ на вопрос: «Для чего?», постепенно обесценивается в ваших глазах. Именно так обесценилась любовь. Какой в ней смысл? К чему она вас ведет? Чего вы достигнете? Разве вы обретете с ее помощью некую утопию, некий рай? Конечно, нет никакого резона рассматривать любовь в таком ключе. Это бессмысленно. Какой смысл в красоте? Вы наблюдаете за заходом солнца - вы поражены, он прекрасен, но любой идиот может задать вопрос: «А в чем его смысл?» - и вы не сможете найти ответ. И, если в нем нет смысла, тогда зачем напрасно восхвалять его красоту?

Прекрасный цветок, великолепная картина, чудесная музыка, восхитительные стихи - в них нет никакого смысла. Они не являются ни аргументами для доказательства чего-либо, ни средствами для достижения цели. Жизнь состоит исключительно из бессмысленных вещей. Позвольте мне повторить: жизнь состоит только из тех вещей, которые не несут смысла, не имеют никакого значения - то есть у них нет цели, они никуда вас не ведут и ничего не дают вам. Другими словами, жизнь существенна сама по себе. Средства и цели составляют одно целое, их нельзя разделить. [идея №2 //fatalway comment]


А это всегда было стратегией всех тех, кто жаждет власти: средства - это средства, а цели - это цели. Средства полезны, ибо они ведут вас к достижению цели. Если средства не ведут вас к ее достижению, они бессмысленны. Таким образом, было разрушено все, что действительно существенно. И вам были навязаны вещи, которые совершенно несущественны. В деньгах есть смысл. В политической карьере есть смысл. Быть религиозным имеет смысл, так как это средство обретения рая, обретения Бога. В бизнесе есть смысл, потому что вы сразу же видите конечный результат. Бизнес стал важным, политика стала важной, религия стала важной;
Поэзия, музыка, танец, любовь, дружба, красота, правда - все это исчезло из вашей жизни. Простая стратегия, однако она разрушила все, что делает вас наполненными, что привносит в вашу жизнь экстаз. Но шизофренический ум спросит: «А в чем смысл экстаза?» Люди, сотни людей, часто спрашивали меня: «В чем смысл медитации? Что мы получим от нее? Во-первых, достичь состояния медитации очень сложно - и даже если мы достигнем его, каков будет конечный результат?»

Таким людям очень трудно объяснить, что медитация сама по себе является целью. Вне медитации нет цели. Все, что содержит цель вне себя, предназначено для посредственного ума. А все, что содержит цель в себе, предназначено для действительно разумного человека. Но вы часто можете увидеть, как посредственный человек становится президентом или премьер-министром страны, превращается в богача, избирается на пост папы или главы церкви. Все эти люди посредственны; посредственность - их единственная квалификация. Это третьесортные люди и практически все они -шизофреники. Они разделили жизнь на две части: цели и средства их достижения.

Предлагаемый мною подход совершенно иной – сделать вас  неделимым целым. Итак, я хочу, чтобы вы жили ради жизни.

Поэты определяют искусство как нечто, существующее ради себя самого; вне его ничего нет: искусство ради искусства. Это совсем не по душе посредственному уму, так как посредственность оценивает вещи деньгами, положением и властью. Ваша поэзия сможет сделать вас премьер-министром? Если да, тогда она имеет смысл. Но в реальности поэзия может лишь превратить вас в нищих, потому что вряд ли кто-то захочет купить ваши стихи. Мне известны многие гении, которые живут в нищете по той простой причине, что они не приняли посредственный образ жизни и не позволили себе стать шизофрениками. Они живут и, конечно, испытывают радость, которая вряд ли знакома политикам, они излучают сияние, которое неведомо ни одному миллиардеру. Их сердце бьется в определенном ритме, о котором эти так называемые «религиозные» люди вряд ли имеют представление. Но, что касается их внешней стороны жизни, общество довело их до крайней нищеты.

Мне бы хотелось вспомнить одного великого, возможно даже величайшего, голландского художника - Винсента Ван Гога. Его отец хотел, чтобы он стал священником, чтобы его жизнь, обеспеченная и спокойная, была достойна уважения - и не только в этом мире, но и после смерти. Однако Винсент Ван Гог хотел стать художником. Его отец сказал: «Ты сумасшедший!» На что Винсент ответил: «Может быть. Но, на мой взгляд, сумасшедший - это ты. Я не вижу никакого смысла в том, чтобы становиться священником, так как все, что я буду говорить, будет ложью. Я не знаю Бога. Не знаю, есть ли вообще рай или ад. Не знаю, есть ли жизнь после смерти. Поэтому мне постоянно придется лгать. Конечно, такой образ жизнь уважаем, но подобное уважение не для меня; оно не будет приносить мне радость. Для моей души это будет только пытка». И отец выставил его за дверь. Ван Гог начал рисовать.

Он стал первым современным художником. Творчество Ван Гога - своеобразный рубеж, до него живопись была обыденной. Даже такие великие художники, как Микеланджело, не так значительны по сравнению с Ван Гогом, поскольку то, что они рисовали, было обыденным. Их произведения предназначались для продажи. Всю свою жизнь Микеланджело рисовал для церквей, расписывая стены и потолки. Он даже повредил себе позвоночник, расписывая потолок церкви: он вынужден был рисовать лежа на высокой подставке. Находиться в таком положении было очень неудобно, а ему приходилось работать так дни, месяцы... Но он зарабатывал деньги и заслуживал уважение. Он рисовал ангелов, Христа, Бога, создающего мир. Эпизод создания мира Богом стал знаменитым творением Микеланджело.

Винсент Ван Гог дал начало совершенно новому направлению. В течение всей своей жизни ему не удалось продать ни одной картины. Кто же скажет, что в его работах есть смысл? Ни один человек не видел в его картинах ничего особенного. Младший брат Ван Гога каждую неделю посылал ему деньги - ровно столько, чтобы тот не умер от голода и смог прокормить себя в течение семи дней. Если бы Ван Гог получал сумму, рассчитанную на целый месяц, он тратил бы ее за два или три дня, а остальное бы время голодал. Поэтому каждую неделю брат посылал ему новую сумму. Сам же Ван Гог делал так: ел четыре дня, а деньги на остальные три дня откладывал на краски и холсты. Такой образ жизни коренным образом отличается от образа жизни Микеланджело, который зарабатывал достаточно денег и стал богатым человеком. Он продавал все свои работы. Они создавались для того, чтобы быть проданными, это был его бизнес. Конечно, Микеланджело был великим художником, поэтому даже работы, создаваемые на продажу, были прекрасны. Но если бы у него была сила воли Ван Гога, он бы сделал этот мир богаче.

Поголодав три дня, Ван Гог отправлялся покупать краски и холсты. Его младший брат, зная, что ни одна картина не была продана, дал немного денег одному человеку - своему другу, который не был лично знаком с Винсентом Ван Гогом, и попросил его купить хотя бы одну из его картин. «Так ты сможешь дать ему хоть какое-то удовлетворение. Бедняга умирает, рисуя целыми днями напролет, голодая ради картин, но никто не соглашается их покупать, никто ничего в них не видит». Чтобы увидеть что-то в работах Ван Гога, необходимо иметь глаз художника уровня самого Ван Гога, иначе не получится. Его картины покажутся вам просто странными. Деревья на картинах Ван Гога выше звезд, звезды сверкают где-то позади. Вы можете подумать, что он действительно сумасшедший... Разве деревья могут быть выше звезд? Вы где-нибудь видели такие деревья? Когда Винсента Ван Гога спросили: «А что, у вас всегда деревья выше звезд?...» он ответил: «Конечно, потому что я понимаю деревья. Я всегда чувствовал, что через деревья проявляется желание земли достать до звезд. Как же по-другому? Коснуться звезд, почувствовать звезды, подняться выше звезд - вот желание земли. Земля пытается изо всех сил, но не может осуществить это желание. Зато я могу. Земля поймет то, что нарисовано на моих картинах, а понимаете ли вы их - мне все равно». Так что, эти картины не могут быть проданы. Человек, которого послал брат, пришел. Ван Гог был очень счастлив: наконец-то объявился покупатель. Но вскоре его счастье обернулось отчаянием, потому что человек огляделся, взял наугад одну картину и отдал ему деньги. Винсент Ван Гог спросил его: «Вы понимаете то, что изображено на этой картине? Вы выбрали ее наобум, вы даже не взглянули на нее. У меня сотни картин. Вы даже не потрудились посмотреть их, вы просто выбрали ту, что стояла напротив вас. Я подозреваю, что вас подослал мой брат. Поставьте картину на место и заберите свои деньги. Я не продам картину человеку, который не способен ее понять. И передайте моему брату, чтобы он больше никогда так не делал». Человек был поражен: как Ван Гогу удалось догадаться о его намерениях. Он спросил:« Ты видишь меня впервые, как ты догадался?» Художник ответил: «Очень просто. Я знаю, мой брат хочет, чтобы я почувствовал утешение. Должно быть, он использовал тебя в своих личных целях, и эти деньги принадлежат ему - я вижу, что ты слеп в том, что касается живописи. А я не тот человек, который продает картины слепым. Я не могу воспользоваться слепотой человека и продать ему картину. Что он будет с ней делать? И передай моему брату, что он также не разбирается в живописи, иначе он не подослал бы тебя». Когда брат Винсента узнал о происшедшем, он пришел с извинениями. Он сказал: «Вместо того чтобы принести тебе хоть немного утешения, я только ранил тебя. Это больше не повторится».

Всю свою жизнь Ван Гог раздавал свои картины друзьям, отелю, где он столовался четыре раза в неделю, проститутке, которая однажды сказала ему... Он был отнюдь не красавцем. Если быть точным, он был безобразен. В него никогда не влюблялись женщины, это было невозможно. Из чувства сострадания эта проститутка - а иногда у проституток больше сострадания, чем у так называемых леди, ибо они лучше понимают мужскую сущность, - сказала художнику: «Ты мне очень нравишься». Он никогда раньше не слышал таких слов. Любовь была для него недоступна. Даже симпатия... Поэтому он спросил: «На самом деле, я тебе нравлюсь? А что именно тебе нравится во мне?» Тогда женщина растерялась. Она ответила: «Мне нравятся твои уши. Они прекрасны». Вы будете удивлены, когда узнаете, что после этих слов Ваг Гог отправился домой, взял бритву, отрезал свои уши, красиво их упаковал, вернулся к проститутке и подарил их ей. Кровь лилась ручьем... Она воскликнула: «Что ты натворил?» На что художник ответил: «Никто никогда ничего во мне не любил. Я - нищий, как я могу отблагодарить тебя? Тебе понравились мои уши, я тебе их дарю. Если бы тебе понравились мои глаза, я бы тоже подарил их тебе. Если бы тебе понравился я, тогда я был бы готов умереть ради тебя». Проститутка не могла поверить в происходящее. Но впервые за всю свою жизнь Ван Гог был счастлив, он улыбался: кому-то понравилась хотя бы часть его. А женщина просто пошутила. Разве могут кому-то понравиться уши? Если людям нравится что-то, им нравятся глаза, нос, губы - но вы не услышите, как влюбленные восхищаются ушами друг друга. Только в древнем индуистском учении по сексологии - Камастуре Ватсаяна... Это единственный источник, где мне удалось найти то, что может быть связано со случаем, произошедшим с Ван Гогом пять тысяч лет спустя. Только Ватсаяна говорит: «Лишь немногие отдают себе отчет в том, что мочки ушей - удивительно сексуальные и чувствительные участки тела. Любовникам следует играть с мочками ушей друг друга». И это - факт, хотя и неизвестный для многих. Если вы начнете играть с мочками ушей вашего возлюбленного или возлюбленной, он или она могут заподозрить, что вы немного не в своем уме - как иначе можно объяснить подобное поведение? Люди зациклились на определенных представлениях, на том, что поцелуи - это нормально... Но существуют племена, где никто никогда не слышал о поцелуях; представители этих племен трутся носами, и это считается самым страстным проявлением любви. С медицинской точки зрения это, конечно же, гораздо гигиеничнее и безопаснее по сравнению французским поцелуем. Люди, трущиеся носами, посчитают с французским поцелуем. чем-то ужасно грязным и неприличным. Но та проститутка из истории с Ван Гогом, возможно знала... Проститутки знают о многих вещах, о которых обычные мужчины и женщины даже не догадываются, потому что те вступают в контакт с большим количеством людей. Возможно, та женщина знала о сексуальной значимости ушей. Без сомнения, они имеют сексуальную значимость. Ватсаяна был одним из величайших специалистов в этой области. По сравнению с ним Фрейд, Хейвлок Эллис и другие сексологи - просто пигмеи. И когда Ватсаяна говорит о чем-либо, он понимает, о чем идет речь.

Все свою жизнь Ван Гог провел в нищете. Он умер, рисуя. Незадолго до смерти он потерял рассудок, так как в течение целого года он постоянно рисовал солнце: он создал сотни картин, но ему никак не удавалось изобразить солнце так, как он хотел. Он дни напролет стоял на самом солнцепеке во Франции, в Арле - как можно нарисовать что-то, не испытав это на своем опыте? Ему удалось закончить свою последнюю картину, и он сошел с ума. Жара, голод... Но он был безмерно счастлив; даже потеряв рассудок, он рисовал. И те картины, которые он нарисовал в сумасшедшем доме, сейчас стоят миллионы. Ван Гог совершил самоубийство по простой причине: он нарисовал все, что хотел нарисовать. Когда последняя картина была закончена, он оказался в тупике. Больше нечего было делать. Теперь ему казалось, что он занимает чье-то пространство, чье-то место, что было для него абсолютно неприемлемо. Вот, что он писал в своих письмах к брату: «Моя работа завершена. Я прожил потрясающую жизнь - именно такую, какую я хотел. Я рисовал то, что я хотел рисовать. Сегодня я закончил свою последнюю картину, и сейчас мне предстоит совершить прыжок в неизвестность, какой бы она ни была, потому что в этой жизни для меня больше ничего не осталось».

Вы будете считать такого человека гением? Вы будете считать его разумным, мудрым? Нет, обычно люди считают его сумасшедшим. Но я так не думаю. Его жизнь и его искусство не были двумя разными вещами: искусство и было его жизнью. Всему миру кажется, что Ван Гог совершил самоубийство - я же думаю иначе. На мой взгляд, это естественный конец. Картина завершена. Жизнь прожита. Другой цели не было; ну получил бы он нобелевскую премию, или кто-то вдруг начал бы высоко ценить его живопись... При жизни никто не ценил его работы. При жизни ни одна художественная галерея не согласилась взять его картины, даже бесплатно. После его смерти, благодаря принесенной им жертве, взгляды на его искусство постепенно изменились. Без Ван Гога не было бы Пикассо. Все художники, появившиеся после Ван Гога, в неоплатном долгу перед ним, так как он направил развитие искусства в другое русло. Со временем, по мере того, как менялись направления в искусстве, его картины начали цениться. Развернулся их масштабный поиск. Люди бросали его картины в пустых домах, в подвалах, полагая, что они абсолютно бесполезны. Они ринулись в свои подвалы, нашли его картины и привели их в порядок. На рынке начали появляться даже подделки, выдаваемые за работы Ван Гога. Сейчас существует всего двести его картин, хотя он, должно быть, нарисовал их тысячи. Любая художественная галерея с гордостью выставляет картины Ван Гога, поскольку этот человек вложил в свои работы всю свою жизнь. Его картины нарисованы не красками, а кровью, дыханием, биением его сердца. Не спрашивайте такого человека: «Есть ли в твоих картинах какой-либо смысл?» Сам человек там - в своих картинах, а вы спрашиваете: «Есть ли в них смысл?»

Если вы не видите смысла, то это ваша вина. Чем выше уровень творения, тем меньше людей смогут его постичь. Очень трудно найти хотя бы нескольких людей, способных постичь творение высочайшего уровня. Когда человек достигает предельной точки, только он может понять, что с ним произошло; нет больше никого, способного это понять. Вот почему Будда был вынужден сам объявить, что он просветленный. Никто другой не мог понять его, ведь для этого необходимо попробовать, ощутить это. Иначе, как же вы поймете? Понимание становится невозможным: слишком высок уровень. Но в чем смысл достижения состояния будды? В чем смысл просветления? В чем его цель? Если вы спрашиваете о цели, то ее нет. Просветление достаточно само по себе. Нет нужды ни в чем ином, чтобы сделать его значимым. Вот, что я имею в виду, когда говорю, что действительно важные вещи в жизни не могут быть разделены на цели и средства. Между целями и средствами нет разделения. Цели - это средства, а средства - это цели, как две стороны одной монеты, неразрывно соединенные друг с другом. На самом деле, так оно и есть - они едины, они являются одним целым.

Вы спрашиваете меня: «Есть ли смысл в жизни?» Боюсь, если я отвечу, что смысла нет, вы подумаете, что я подталкиваю вас к совершению самоубийства. Когда жизнь лишена смысла, что еще остается делать? Совершить самоубийство Но я не призываю вас к самоубийству, потому что в самоубийстве тоже нет смысла.

Жизнь - это значит жить, и жить тотально. Смерть - это значит умереть, и умереть тотально. И в этой тотальности вы обретете значимость. Я специально не употребляю слово «значение», говоря вместо него «значимость», потому что смысл слова «значение» искажен. Слово «значение» указывает на нечто внешнее. Должно быть, вы слышали или читали в детстве, разные истории... Почему они были написаны для детей? Возможно, сами писатели не в курсе, но все это - часть того же самого процесса эксплуатации человечества. А истории, например, такие. Жил-был один человек, чья жизнь была заключена в попугае. Если убить попугая, умрет и сам человек, но убить непосредственно человека невозможно. Можно в него стрелять, но ничего не произойдет. Размахнувшись мечом, можно пройти лезвием по его горлу, но голова не слетит с его плеч. Убить этого человека невозможно - вначале нужно найти место, где хранится его жизнь. В подобных историях жизнь всегда спрятана где-то еще. И когда вы отыщите это место, вы просто убьете попугая, и, где бы ни находился в этот момент человек, он сразу же умрет. Даже будучи ребенком, я часто говорил своему школьному учителю: «Эта история кажется мне очень глупой, потому что я никогда не видел никого, чья жизнь была бы заключена в попугае, в собаке или, например, в дереве». Тогда я впервые услышал эту историю, историю подобного типа. После этого я натыкался на многие другие истории. Все они были написаны специально для детей. Мой учитель был очень хорошим и уважаемым человеком. Я спросил его: «Учитель, а где спрятана ваша жизнь? Я хотел бы попробовать...» «О чем ты говоришь?» - сказал он. «Я бы хотел попробовать убить птицу, в которой спрятана ваша жизнь. Вы - умный человек, мудрый, уважаемый. Скорее всего, вы поместили свою жизнь в такое место, что никто не сможет вас убить. Именно так говорится в сказке. Мудрые люди хранят свою жизнь где-то далеко, чтобы никто не смог их убить. И отыскать это место невозможно, если только они сами не откроют вам секрет. Этот мир так велик, и в нем так много людей, зверей, птиц, так много деревьев, что никто не знает, куда человек мог спрятать свою жизнь. Вы - мудрый и уважаемый человек. Должно быть, вы запрятали ее куда-то далеко. Скажите мне по секрету, куда именно. Я не собираюсь убивать птицу, я только задам ей трепку, чтобы посмотреть, что при этом с вами произойдет». Учитель ответил: «Знаешь, ты странный мальчик. Я рассказываю детям эту историю уже много лет, а ты хочешь задать мне трепку. Это же всего лишь сказка».
«Но в чем смысл этой истории? - спросил я. Почему вы рассказывать нам ее и подобные ей истории?» Учитель не нашелся, что ответить. Тогда я спросил у отца: «В чем смысл этой истории? Почему нас учат абсолютно абсурдным вещам?» «Если твой учитель не смог тебе ответить, то как я смогу?» - сказал отец. «Я не знаю. Учитель намного образованнее, умнее и мудрее. Лучше изводи его своими расспросами, а не меня». Сейчас я знаю, в чем смысл подобных историй и почему их рассказывают детям. Истории внедряются в подсознание детей, и дети начинают думать, что жизнь находится где-то вовне - на небесах, в Боге или еще где-то, но не в самом человеке. Вы пусты, как полая раковина. Жизнь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС для вас не имеет смысла. Вы являетесь лишь средством, лестницей. Если вы поднимитесь по этой лестнице вверх, то, возможно, однажды вы обретете жизнь, найдете своего Бога, свою цель, смысл или как вы там это называете. Но я утверждаю, что вы сами и есть смысл и значение, и что жизнь совершенна сама по себе.

Жизнь не нуждается в том, чтобы к ней добавляли еще что-то. Все, что нужно жизни -это чтобы вы прожили ее тотально. Если вы живете вполсилы, тогда вы не сможете почувствовать волнение от самого факта жизни. Это как любой механизм, в котором работает лишь какая-то его часть... Возьмем, к примеру, настенные часы: для чего нужны часы, в которых работает только секундная стрелка, в то время как стрелки, показывающие часы и минуты, стоят на месте? Какое-то движение происходит, какая-то часть продолжает работать, но пока не будет работать весь механизм целиком, причем работать гармонично, песни от таких часовне дождешься. В жизни происходит то же самое: проживаются лишь отдельные ее части, маленькие фрагменты. Вы производите шум, но не способны спеть песню. Вы двигаете руками и ногами, но эти движения не становятся танцем. Танец, песня, значимость возникают тогда, когда целое начинает функционировать в гармонии, согласованно. Тогда вам не нужно задавать вопрос: «Есть ли у жизни цель?» Ответ на него вам будет известен. Жизнь сама по себе и является целью. Другой цели не существует.

Но вам не позволяют оставаться единым целым. Вас кромсают, делят на части. Некоторые части так спрятаны, что вы и сами не знаете, принадлежат ли они вам. Многие из них скрыты глубоко внутри вас, другие -преданы такому осуждению, что, даже зная, что эти части у вас есть, вы не осмеливаетесь принять их и продолжаете отрицать или скрывать их существование. Вы знаете только крошечный фрагмент себя, который называется совестью - социальный продукт, нечто неестественное, то, что общество создает в вас, чтобы контролировать вас изнутри. Полицейский осуществляе тконтроль извне, суд - тоже извне. А совесть - изнутри, что оказывает на вас более мощное влияние. Вот почему даже в суде вам вначале дают Библию. Вы даете клятву на Библии, потому что суд знает, что если вы - христианин, то кладя руку на Библию и произнося слова: «Я клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды», ваша совесть заставит вас говорить только правду, ибо вы поклялись именем Господа Бога и прикоснулись к Библии. Если вы солжете, гореть вам в аду. Раньше, если вы попадались, вас, самое большее, сажали в тюрьму на несколько месяцев или лет. Сейчас же вас отправляют навечно в ад.  Даже суд признает, что власть Библии, Гиты, Корана гораздо сильнее, чем власть самого суда, вооруженных сил, армии. Совесть - одно из самых ужасных изобретений человечества. И с первого момента появления ребенка на свет мы начинаем формировать в нем совесть - маленькую частичку вас, которая будет осуждать все, что общество не хочет в вас видеть, и поощрять все, что является приемлемым в его глазах. Так, вы перестаете быть одним целым. Совесть постоянно напоминает вам: будьте начеку, Бог следит за вами. За каждым поступком, за каждой мыслью. Бог все видит, будьте осторожны Даже в мыслях не допускается свобода. Бог наблюдает за вами. Бог чрезвычайно любопытный тип Он подсматривает в замочную скважину каждой ванной комнаты. Он не может оставить вас одних -даже в ванной. В мире есть такие племена, в которых, если даже во сне вы совершите по отношению к кому-то дурной поступок, утром вы должны пойти к тому человеку... Например, во сне вы кого-то оскорбили - утром вам нужно пойти к этому человеку и попросить прощения: «Извини меня, пожалуйста, прошлой ночью во сне я тебя оскорбил, мне очень жаль». Даже сны под контролем у общества. Даже во сне вам не позволено быть самими собой. Не утихают рассуждения о свободе мысли. Это чушь, потому что с самого начала в каждого ребенка закладывается несвобода мысли. Они хотят контролировать ваши мысли. Они хотят контролировать ваши сны. Они хотят контролировать все в вашей жизни.
Для этого они используют очень хитрый механизм - совесть. Совесть терзает вас. Она постоянно говорит вам: «Это неправильно, не делай этого, потом тебе же будет хуже». Совесть все время принуждает вас: «Делай вот это, это как раз то, что тебе нужно делать, за это тебя ждет награда». Совесть никогда не позволит вам быть целостным.

Она никогда не позволит вам жить так, как будто не существует никаких запретов, не существует границ, так, как будто вы являетесь полностью независимыми и в силах стать тем, кем хотите. Тогда в жизни есть смысл, тогда в существовании есть смысл - не тот смысл, который исходит из цели, но смысл, который исходит из самой жизни. Тогда, что бы вы ни делали, в самом совершении действия уже есть награда. Например, сейчас я разговариваю с вами. Мне это нравится. Тридцать пять лет я постоянно говорю безо всякой цели. Столько разговаривая, я мог бы давно уже стать президентом, премьер-министром; с этим не было бы проблем. Столько разговаривая, я бы мог чего-нибудь добиться. Что я приобрел? Но я не ставлю выгоду на первое место - я просто получаю удовольствие. Это мое искусство, моя песня, моя поэзия. В такие моменты, когда я говорю и чувствую единение с вами, в такие моменты, когда я вижу огонь, загорающийся в ваших глазах, когда я вижу, что вы меня понимаете, я испытываю такое восхитительное чувство радости, что не могу помыслить ни о чем, что бы можно было к этому добавить. Действие, любое действие, совершаемое тотально, каждой фиброй вашего существа... Например, если вы свяжете мои руки,я не смогу говорить, хотя нет никакой связи между руками и речью. Я пытался. Однажды я попросил одного моего друга, который жил в моем доме: «Свяжи мне руки». «Что?» - с удивлением спросил он. Я настаивал: «Просто свяжи их, а потом спроси меня о чем-нибудь». Он сказал: «Мне всегда страшно останавливаться у тебя, ты - сумасшедший. И сейчас, если кто-то увидит, что я связываю тебе руки, а потом задаю вопрос и ты на него отвечаешь, что он подумает?» «Забудь об этом, - сказал я.- Закрой дверь и делай то, что я говорю». Он так и сделал, ему пришлось это сделать, иначе я бы вышвырнул его прочь из моего дома со словами: «И ты, будучи моим гостем, не можешь сделать ради меня одну простую вещь? Что ж, тогда больше не беспокой меня, исчезни». Так что он привязал мои руки к двум колоннам и затем задал мне вопрос. Я старался, как мог, но руки были связаны, и я не сумел ничего ему сказать. Единственное, что мне оставалось - это смиренно попросить его: «Развяжи мне, пожалуйста, руки». Он удивился: «Я не понимаю, что все это значило». Я ответил: «Просто я пытался проверить, могу ли я говорить без участия рук. Что ж - я не могу». Что говорить о руках...Если я поставлю ногу сюда, а сверху на нее помещу другую ногу - это будет поза, в которой я обычно сижу в своей комнате, когда не говорю. Если я сяду по-другому, это будет означать, что что-то не так, что я не дома. Я полностью вовлечен в то, как я сижу, в то, как двигаются мои руки. Говорит не просто какая-то часть меня, все во мне вовлечено в этот процесс.

И только при таком условии вы обнаружите внутреннюю ценность любого действия. В противном случае вам придется жить в напряжении, будучи разорванными между здесь и там, сегодняшней и завтрашней целью. Псевдорелигии говорят: «Конечно, жизнь - это только средство, поэтому вы не можете быть вовлечены в нее полностью, жизнь - это только лестница, по которой нужно подняться. В ней нет ценности, жизнь - это просто камень, положенный для перехода через реку. Самое важное вас ждет там, на другой стороне». И другая сторона всегда остается удаленной от вас. Где бы вы ни были, самое главное всегда остается недостижимым. Так что, где бы вы ни были, жизнь проходит мимо вас. У меня нет цели. В университетские годы я часто гулял по утрам, вечерам, в любое время... По утрам и вечерам - всегда, но если у меня выпадало другое свободное время, я и его использовал для прогулок, потому что и местность, и деревья, и дорога были такими живописными; огромные деревья росли по обе стороны дороги, отбрасывая тень даже в самые жаркие летние дни. Один из моих преподавателей, который очень любил меня, обычно наблюдал за мной и видел, что иногда я ходил по одной дороге, иногда - по другой. Напротив входа в университет был перекресток из пяти дорог, расходящихся в разных направлениях, и преподаватель жил как разрядом с этим местом; его дом был ближе всех к воротам университета. Однажды он спросил меня: «Иногда ты выбираешь для своих прогулок одну дорогу, иногда - другую. Куда ты ходишь?» Я ответил: «Я никуда не хожу. Я просто прогуливаюсь». Если вы идете куда-нибудь, тогда, конечно, вы ходите одной и той же дорогой, но я никуда не ходил, поэтому выбирал дорогу наобум. Я просто приходил к перекрестку и стоял там некоторое время. Это озадачивало преподавателя еще больше: что я замышлял, о чем думал, стоя там? А я обычно пытался понять, куда дует ветер. И я направлялся в ту же сторону, что и ветер; эта была моя дорога. «Иногда, - говорил преподаватель, - ты ходишь по одной и той же дороге целую неделю, а иногда - всего один день, выбирая назавтра другую. Что ты делаешь там? И как принимаешь решение?» Я ответил ему: «Все очень просто. Когда я стою там, я чувствую, какая дорога в этот момент наполнена жизнью - это дорога, ведущая туда, куда дует ветер. Я иду вместе с ветром. Идти вместе с ветром - прекрасно. Я бегу трусцой или мчусь изо всех сил -делаю все, что мне хочется. А ветер движется вместе со мной, прохладный, доступный. Вот, как я принимаю решение». Жить - не значит идти куда-то. Жить - значит выходить на утреннюю прогулку.

Определите, куда стремится ваше существо, куда дует ветер. Двигайтесь по этому пути до конца и никогда не ждите, что вы найдете что-нибудь. Я никогда ничему не удивлялся, поскольку я никогда ничего не ждал. Вопрос об удивлении не стоял передо мной: все - удивление. Также не было и речи о разочаровании: все - очарование. Если что-то случается - хорошо; если не случается - еще лучше. Когда вы поймете, что жизнь от момента к моменту - это и есть настоящая религия, тогда вы поймете, почему я говорю, что нужно оставить эту идею о Боге, о рае и об аде и обо всей этой ерунде. Просто избавьтесь от нее, потому что этот груз множества концепций не позволяет вам жить от момента к моменту. Проживайте жизнь в органической целостности. Ни одно действие не должно быть частичным, вы должны быть полностью вовлечены в него.

 Дзенская история. Один любопытный король хотел узнать, чем люди занимаются в монастырях, и спросил: «Кто сейчас самый известный мастер?» Узнав, что самого известного мастера зовут Нан-ин, король отправился в его монастырь. Войдя в монастырь, он встретил дровосека и спросил его: «Монастырь большой, где я могу найти Мастера Нан-ин?» Закрыв глаза, человек немного подумал и ответил: «Прямо сейчас вы не сможете его найти». Король удивился: «Почему же я не могу найти его прямо сейчас? Ты понимаешь, что я - король?» Человек ответил: «Это неважно. Кем бы вы ни были, это ваше дело, но я уверяю вас, что прямо сейчас вы его не найдете». «Он не в монастыре?» -спросил король. «Нет, он здесь», - ответил дровосек. «Он что, занят какой-то работой, участвует в церемонии или находится в уединении? В чем дело?» - продолжил король. Человек пояснил: «Прямо сейчас он стоит перед вами и рубит дрова. А когда я рублю дрова, я только дровосек. Где же Мастер Нан-ин прямо сейчас? Я - только дровосек. Так что вам придется подождать». Правитель подумал: «Этот человек - просто безумец. Не может быть, чтобы Мастер Нан-ин рубил дрова!» Оставив дровосека, король продолжил свой путь. А Нан-ин продолжил рубить дрова. Приближалась зима, нужно было заготавливать дрова. Король мог подождать, а зима не могла. Король ждал один час, два часа - затем через заднюю дверь вошел Нан-ин в одежде мастера. Король взглянул на него. Человек был похож на дровосека, но король склонил перед ним голову. Мастер сел и спросил короля: «Зачем вы приложили столько усилий, чтобы приехать сюда?» Король ответил: «У меня так много вопросов, но я задам их позже. Сначала я хотел бы узнать: вы - тот же самый человек, который рубил дрова?» Мастер ответил: «Сейчас я мастер Нан-ин. Я не тот же самый человек; все полностью изменилось во мне. Сейчас я сижу здесь как мастер Нан-ин. Вы спрашиваете меня как ученик, смиренно ожидая ответа. Да, человек, очень, очень похожий на меня, рубил там дрова, но он был дровосеком. Его имя тоже Нан-ин». Король пришел в такое смятение, что ушел прочь, не задав вопросов, которые он собирался задать. Когда он вернулся к своему двору,его советники поинтересовались, что с ним произошло. Он ответил: «О том, что случилось, лучше забыть. Этот Мастер Нан-ин - полный безумец Он рубил дрова; он сказал: «Я - дровосек, а мастера Нан-ин сейчас нет». Затем тот же человек пришел, переодетый в одежду мастера, и я задал ему вопрос. Он ответил: «Похожий на меня человек рубил дрова, но он был дровосеком, а я - мастер». Один из придворных пояснил: «Вы не поняли того, что он пытался сказать вам. Когда он колет дрова, он полностью вовлечен в это действие. В нем не остается ничего от мастера Нан-ин, ничего не остается - он только дровосек». На языке дзен, который трудно переводить, он не говорил дословно: «Я - дровосек», он говорил: «Прямо сейчас дрова рубятся не дровосеком - потому что для дровосекане остается даже места». Это просто рубка дров, и он полностью поглощен этим действием. Это просто рубка дров: она случается. И когда он появляется как мастер, конечно, в нем все меняется. Теперь все в нем функционирует по-другому. В каждом действии вы становитесь другим человеком, при условии, что вы полностью вовлекаетесь в него. Будда говорил: «Это как пламя свечи, которое кажется одним и тем же, но никогда не остается тем же самым, даже в течение двух мгновений, следующих друг за другом. Пламя постоянно превращается в дым в то время, как рождается новое пламя. Старое пламя исчезает, появляется новое. Свеча, которую вы зажгли вечером, не та же самая, которую вы задуете утром. Это уже не то пламя, которое вы зажгли; то, старое, уже исчезло, и никто не знает, куда. Новое пламя всего лишь похоже на старое, оно создает иллюзию, что это то же самое пламя». То же самое можно сказать про ваше существо. Оно - пламя. Оно - огонь.

Каждое мгновение ваше существо меняется, и если вы тотально вовлечены в какое-либо действие, вы чувствуете изменения, происходящие в вас - каждое мгновение появляется новое существо, новый мир, новый опыт. Все внезапно наполняется такой новизной, что вы никогда не видите одни и те же вещи дважды. Тогда, естественно, жизнь становится постоянной тайной, постоянным удивлением. С каждым шагом открывается новый мир - мир, наполненный огромным смыслом, неописуемым экстазом.
Когда приходит смерть, она также видится неотделимой от жизни.
Смерть - это часть жизни, а не ее конец.
Смерть - такое же событие, как и все другие: любовь, рождение.

Когда-то вы были ребенком, затем детство прошло; вы стали юношей, прошла и юность; вы стали стариком, пришел конец и старости - произошло столько всяких событий.
Почему же не позволить смерти произойти, как любому событию? И, фактически, человек, который жил от момента к моменту, также проживает и свою смерть. И он обнаруживает, что, если поместить все моменты своей жизни на одну чашу весов, а момент смерти - на другую, то другая все же перевесит.
Смерть всегда будет весить больше, поскольку в ней заключена вся жизнь, плюс что-то еще, что никогда до этого момента не было вам доступно. Открылась новая дверь, за которой сконцентрирована вся ваша жизнь - открывается новое измерение.


0 коммент.:

Отправить комментарий